Потребители пишут нам, что из-за периодических отключений света в некоторых районах республики, в результате сбоев (перепадов напряжения) в электросети выходят из строя бытовые приборы.
Рассказываем о порядке действий потребителя по восстановлению нарушенных прав в подобной ситуации.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила), предоставление коммунальной услуги электроснабжения характеризуется обеспечением постоянного соответствия напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Если техника вышла из строя, из за перепадов напряжения:
1. Зафиксировать факт резкого скачка напряжения.
Потребителю необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя услуги и в управляющую компанию. Сообщить свою фамилию, имя и отчество, адрес, а также обстоятельства, при которых произошел скачек напряжения. Сообщение потребителя о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества подлежит обязательной регистрации. Нужно согласовать время составления акта о причинении ущерба. Акт составляется в 2 экземплярах, не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийную службу и содержит описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен. Один экземпляр акта остается у потребителя.
2. Потребитель должен обратиться с письменной претензией о нарушении качества коммунальной услуги к исполнителю, то есть в компанию, которая непосредственно поставляет коммунальные услуги в квартиры (управляющая организация, ТСЖ, ресурсоснабжающая организация). Претензию необходимо подготовить в двух экземплярах, один из которых с отметкой о ее получении, останется у потребителя.
Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками оказанной услуги по электроснабжению. В сумму ущерба включается стоимость работ по восстановлению бытовой техники, а если техника восстановлению не подлежит, то оценочная стоимость на основе экспертного заключения, а также другие убытки, которые возникли в связи со сложившейся ситуацией.
Для определения причины выхода из строя электроприборов, потребитель вправе обратиться в независимую экспертную организацию для определения технической неисправности и оценки стоимости. Расходы на экспертизу потребитель сможет затем взыскать с виновного лица.
3. В случае, если претензионные требования остались неудовлетворенными, то потребитель вправе обратиться в суд для защиты своих прав.
При обращении в суд потребитель вправе дополнительно потребовать взыскания компенсации морального вреда, а также штрафа в размере 50 % присужденной суммы за нарушение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.
На основании пункта 3 статьи 17 Закона РФ о защите прав потребителей, потребители и иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Уверена, что данный алгоритм действий позволит вам компенсировать полученный ущерб.
Маснавиева М.Х.-главный специалист-эксперт Сабинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан