На телефон горячей линии защиты прав потребителей Набережночелнинского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан обратилась потребитель со следующим вопросом:
- В одном из торговых объектов приобрела электрическую мясорубку, но через неделю она перестала работать, я обратилась к продавцу, и написала заявление на возврат денег. Заявление приняли, забрали мясорубку на экспертизу. Через двадцать дней мне позвонили, и сказали, что мясорубка отремонтирована, и я могу её забрать. Как же так, я ведь хотела возврата денег? Могу ли я настаивать на возврате денег, если неисправности уже нет?
Потребителю была дана консультация следующего содержания:
- Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» право выбора, какое именно требование предъявить предоставлено потребителю, а не продавцу. Продавец (изготовитель, импортер и т.д.) обязан лишь удовлетворить то требование, которое заявлено потребителем.
Таким образом, действия продавца незаконны. Продавец нарушил право выбора потребителя. В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Продавец не вправе самовольно устранять недостатки товар, а обязан удовлетворить требование о возврате уплаченной денежной суммы. Выполненные в одностороннем порядке действия продавца по устранению недостатков, без согласия потребителя, не лишают права предъявить в судебном порядке требование о возврате уплаченной суммы.
Также потребитель имеет право взыскать с продавца неустойку, т.к. продавцом нарушен срок возврата уплаченной за товар суммы, который составляет 10 дней.