С 1 января 2024 года планируется переход Росреестра на полное электронное взаимодействие с юридическими лицами, прежде всего, с банками и застройщиками.
Об этом сообщили в Росреестре Татарстана во время проведения круглого стола «Цифровизация ипотеки» с представителями кредитных организаций.
Так, в соответствии с законопроектом Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» предлагается дополнить пунктами, согласно которым представлять заявления на кадастровый учет, регистрацию прав, а также регистрацию договоров участия в долевом строительстве юридическим лицам можно будет только в электронном виде.
Учитывая, что при покупке недвижимости, как на первичном, так и вторичном рынке, в большинстве случаев используются кредитные средства (например, в России более 80% договоров купли-продажи – это ДКП с ипотекой), вопрос электронного взаимодействия с банками становится еще более актуальным.
По данным ведомства, в настоящее время Татарстан (наряду с Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом и Краснодарским краем) входит в пятерку лидеров среди субъектов РФ по количеству заявлений в рамках проекта «Электронная ипотека за 24 часа». Так, только в октябре в Росреестр Татарстана, при взаимодействии с кредитными организациями, поступило около 7 тысяч онлайн заявлений, что составляет 88% от общего количества обращений от банков.
«В настоящее время в Татарстане менее чем за сутки регистрируется 96% электронных ипотек. В прошлом году данный показатель составлял 73%. Для сравнения: в 2021-м году, когда проект только стартовал, за 24 часа регистрировалось всего 9% ипотек», - отметила заместитель руководителя Росреестра Татарстана Лилия Бурганова.
Несмотря на достигнутые в Татарстане высокие показатели по электронному взаимодействию с банками, Лилия Бурганова подчеркнула, что всем участникам процесса необходимо успеть принять дополнительные организационные меры, которые позволят с нового года плавно перейти на стопроцентное онлайн взаимодействие.
Представители банковского сообщества, в свою очередь, также выразили заинтересованность в полном переходе и техническую готовность для этого.
В частности, руководитель направления дивизион «Домклик» Родион Алексеенко рассказал, что в текущем году была проведена работа по выявлению и анализу типовых ошибок, которые могут допускать менеджеры банка, застройщики или клиенты. До конца года количество таких ошибок планируется сократить на 40%, еще на 35% - до второго квартала следующего года.
Также своим мнением поделилась управляющий директор РОО «Банк ВТБ в Татарстане» Гузель Мосеева:
«Для ВТБ цифровизация ипотечного рынка остается одной из важных задач развития розничного бизнеса. В этом году ВТБ совместно с Росреестром Татарстана успешно провел первые сделки с применением «Госключа», когда покупатели дистанционно находились в других регионах и даже за рубежом. Мы видим, что цифровые сервисы стали стандартным элементом оформления ипотеки, к примеру, рекордные результаты по выдаче ипотеки в 3-м квартале стали возможны, в том числе благодаря отлаженным процессам цифровой регистрации. Так, по итогам июля-сентября около 90% всех сделок прошли с использованием онлайн-решений. Стратегическая цель ВТБ состоит в том, чтобы клиенты могли проводить в банке до 100% всех операций в короткие сроки и в цифровом виде, вне зависимости от сложности сделок. Совместные проекты ВТБ и Росреестра позволяют значительно упрощать процесс получения ипотеки, не тратя время и средства для поездки к месту проведения сделки и совершая для этого не более одного клика».