На телефон горячей линии отдела защиты прав потребителей Набережночелнинского территориального органа Госалкогольинспекции РТ поступает много вопросов относительно прав потребителей при проведении проверки качества товара. Один из таких вопросов: «Как быть, когда в магазине предлагают оставить товар для проверки качества на несколько дней и в чем отличие проверки качества товара от экспертизы?
Давайте разбираться. Ответ специалиста:
Законом Российской Федерации №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» (далее Закон) установлено отличие понятий «проверки качества товара» от «экспертизы».
В части 5 статьи 18 указанного Закона, сказано следующее: «продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке».
Таким образом, проверка качества отличается от экспертизы тем, что может проводиться на первоначальном этапе без привлечения специалистов-экспертов, обладающих специальными познаниями, без какой-либо дополнительной оплаты, как правило, непосредственно продавцом в месте покупки товара.
Экспертиза товара проводится после проведения проверки качества. Основанием для проведения экспертизы могут послужить разногласия о причинах возникновения недостатков товара между покупателем и продавцом, после проведения проверки качества.
При проведении экспертизы эксперт дает соответствующее заключение о товаре. Сроки проведения экспертизы устанавливаются статьями 20, 21 и 22 «Закона о защите прав потребителей».
При этом необходимо знать, если в результате экспертизы установлено, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Если вы приобрели товар, который оказался ненадлежащего качества, в первую очередь необходимо обратиться к продавцу, в письменном виде (претензия). Предъявить свое требование, в том числе о проведении проверки качества или экспертизы. Если Вы желаете присутствовать при проведении проверки качества товара или экспертизы, необходимо указать это в заявлении, а так же потребовать чтобы вас известили о времени и месте проведения.
Только знание своих прав и умение их реализовывать позволит Вам избежать неприятных ситуаций после приобретения товара ненадлежащего качества.
За консультациями потребители могут обратиться в Набережночелнинский территориальный орган Госалкогольинспекции Республики Татарстан и на телефон горячей линии: 88552 (71-43-03).
Набережночелнинский территориальный орган
Госалкогольинспекции Республики Татарстан