31 октября 2003 года Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции. Таким образом, в этом году отмечается двадцатая годовщина принятия Конвенции ООН. Ассамблея также постановила, что для углубления понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней 9 декабря должно быть названо Международным днем борьбы с коррупцией.
Ни для кого не секрет, что коррупция в органах власти вызывает в обществе недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж государственных органов и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
В целях предупреждения коррупции в организациях для работников установлены различные стандарты и кодексы поведения. Стандарт антикоррупционного поведения для госслужащих в нашей Республике нашел отражение в Кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Татарстан.
Так, как 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника, еще одна важная тема – взаимосвязь наставничества и антикоррупционного поведения.
Одной из важнейших задач наставника является то, что бы его подопечный имел понимание того, что ЧЕЛОВЕК, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом наставник своим поведением подает пример честности, беспристрастности и справедливости. Задача наставника довести до понимания наставляемого, что отклонение от должностного регламента, является признаком коррупционного поведения и этот фактор может способствовать совершению коррупционных правонарушений.
Наставник предусматривает все риски возникновения коррупциогенных ситуации в действиях своего подопечного. Незамедлительно на них реагирует в случае их возникновения, применяет различные законные способы для их минимизации. При этом использует свои знания и опыт.
Несомненно, отмечается значительная роль наставника при формировании у наставляемого устойчивого стандарта антикоррупционного поведения, нетерпимости к коррупционным проявлениям.
Наставник - это ключевая фигура при профессиональном становлении вновь принятого сотрудника, в том числе формировании правильного понимания общих принципов государственной гражданской службы.